Воздушный замок

2021

Авангардистские архитектурные проекты 1920-х гг. были основаны на непреклонной вере в технический прогресс, имея корни в технократических утопиях начала ХХ века. Здания отражали нежелание людей мириться со старым укладом, основываясь на новой мысли, которая символически и технически соответствовала идеалам революции.

Сталинский период лишил архитекторов права на индивидуализм в работе. Партийные функционеры отвергали авангард и другие современные течения. Единственными вариантами оказывались эклектика и историзм, что противоречило идеологии коммунизма, который должен был привнести новое сознание, а не создавать иллюзию старой богатой жизни. 

За постановлением ЦК КПСС и СМ СССР от 4 ноября 1955 года «Об устранении излишеств в проектировании и строительстве» последовало появление нового стиля — советского архитектурного модернизма. Архитектура соцреализма сталинской эры, напоминавшая об имперских амбициях своей декоративностью и дороговизной, была отринута. Смена архитектурной парадигмы выводила на передний план функционализм, удешевляла строительство новых зданий и подходила по идеологическим соображениям.

За пропагандистской грандиозностью утопических архитектурных проектов невозможно было разглядеть, какой ценой на протяжении всего советского периода достигалось сложение мифологии о триумфальных победах социализма, создании новой системы ценностей, обеспечении материально-технической базы для строительства коммунизма. Проходя красной нитью через три основных советских архитектурных направления, они могли бы четко иллюстрировать стремления, надежды и мечты, будоражившие умы на том или ином этапе существования СССР. Но будучи непостроенными или недостроенными по тем или иным причинам, эти призраки ушедшей эпохи олицетворяют утопичность идеологем, не сумевших выдержать проверку временем.

В коллаборации со Станиславом Понятовским.

Воздушный замок. Lesha Pavlov | photography
Воздушный замок. Lesha Pavlov | photography
Воздушный замок. Lesha Pavlov | photography

47 после 74

ДК им. И.И. Газа

Санкт-Петербург, Россия

2021

Castle in the Air

2021

Avant-garde architectural projects of the 1920s were based on an unyielding belief in technological progress, rooted in the technocratic utopias of the early twentieth century. The buildings reflected the reluctance of people to put up with the old way, based on a new thought, which symbolically and technically corresponded to the ideals of the revolution. 

The Stalinist period deprived architects of the right to individualism in their work. Party functionaries rejected the avant-garde and other modern movements. The only options turned out to be eclecticism and historicism, which contradicted the ideology of communism, which was supposed to bring a new consciousness, and not create the illusion of an old rich life. 

The decree of the Central Committee of the CPSU and the Council of Ministers of the USSR of November 4, 1955 was followed by the emergence of a new style — Soviet architectural modernism. The architecture of socialist realism of the Stalinist era, which reminded of imperial ambitions with its decorativeness and high cost, was rejected. The change in the architectural paradigm brought functionalism to the fore, made the construction of new buildings cheaper, and approached for ideological reasons. 

It was impossible to discern behind the propaganda grandeur of utopian architectural projects at what cost throughout the Soviet period the mythology of the triumphant victories of socialism, the creation of a new system of values, and the provision of the material and technical base for the construction of communism were achieved. Passing like a red thread through the three main Soviet architectural trends, they could clearly illustrate the aspirations, hopes and dreams that excited the minds at one stage or another of the existence of the USSR. But being unfinished or unfinished for one reason or another, these ghosts of a bygone era personify the utopianism of ideologemes that have not been able to withstand the test of time.

In collaboration with Stanislav Ponyatovsky.

Castle in the Air. Lesha Pavlov | photography
Castle in the Air. Lesha Pavlov | photography
Castle in the Air. Lesha Pavlov | photography

47 After 74

DK Gaza

Saint-Petersburg, Russia

2021